Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Урок: каким он должен стать сегодня?»

Дата: 21 октября 2020 в 10:46

«Урок: каким он должен стать сегодня?»

«Образовательный процесс в школе –

это кровеносная система,

а урок – это биение сердца»

Конаржевский В. С.

I Типичные недостатки современного урока:

  • увлечение планированием урока без достаточной связи с другими уроками;
  • слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
  • слабое знание личности школьника и классных коллективов,   уроки-близнецы в разных классах;
  • недооценка специального продумывания задач урока;
  • шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса;
  • перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;
  • недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования; 
  • бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;
  • слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
  •  увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
  • слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
  • односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности);
  • пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.

II «Враги» хорошего урока:

  • монотонность речи учителя;
  • металлический, резкий, крикливый способ передачи информации;
  • однообразие приемов, отсутствие художественных оборотов речи, ораторских приемов;
  • окрики и упреки: «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться»и т.д.;
  • отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
  • пассивная позиция учащихся, когда по ходу объяснения не используются элементы активного участия в процессе освоения нового материала;
  • неиспользование звукового и видеоряда;
  • отсутствие связи нового материала с ранее изученным материалом;
  • констатирующий характер объяснения без использования проблемного начала;
  • безразличие при подаче материала, отсутствие положительной эмоциональной окраски.

III Что более чего мешает учителю:

  • неумение удерживать дисциплину на уроке;
  • отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могли бы быть весьма значимы для учеников;
  • поверхностные педагогические и психологические знания, отсюда ошибки в общении с детьми, которые снижают педагогический авторитет;
  • несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма;
  • неумение организовать творчество учащихся на уроке, неумение быть увлекательным, убедительным и успешным педагогом;
  • неумение создать поле, обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
  • слабое владение содержанием науки, лежащей в основе учебного предмета;
  • неосведомленность в инновационных технологиях, псевдоинноватика;
  • слабое владение научным стилем;
  • нарушение правил педагогической этики, культуры общения.

IV Ресурсы развития современного урока:

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием техник различных педагогических технологий (проектирование зон активного развития ученика на уроке)

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-технический, финансовый

Главный ресурс урока – сам учитель

V Некоторые пути решения проблем в современной школе

  1. Повышение методологической культуры педагогических кадров
  2. Связь с наукой
  3. Творчество учителя и ученика
  4. Качество управления определяет качество конечных результатов

VI Модель современного урока

  1. Четкое дидактическое обоснование
  2. Ход урока (возможна таблица)
  3. Приложения к уроку
  4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА

Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить «продуктивность» обучения, что достигается созданием ориентировочной основы занятия, соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном.

Рассмотрим продуктивные и непродуктивные приемы, используемые в практике обучения.

Непродуктивные приемы

Продуктивные приемы

Сообщается только тема занятия, а цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко.

Выдача готовой инструкции.

План урока (лекции) не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует.

Результаты работы не обсуждаются или обсуждаются наспех, выводы в конце занятия не делаются или делаются после звонка.

Частое повторение информации одними и теми же словами, непрерывный монолог преподавателя.

Ответы преподавателя на вопросы учащихся нечеткие или они остаются вовсе без ответа.

Однообразие способов представления информации, неиспользование или однообразие средств наглядности.

Чрезмерная детализация информации

Четко формулируется тема, и ставятся цель и задачи.

Обсуждение плана деятельности.

Сообщаются тема и план урока (лекции), количество обсуждаемых вопросов — не более трех.

Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного.

Материал не повторяет учебник, используется информация из других областей.

Наличие четкой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту.

Информация предоставляется в том числе на языке формул, таблиц, диаграмм, образов; разнообразие средств наглядности.

Свертывание, уплотнение информации

Главная задача преподавателя на занятиях — организация познавательной деятельности обучаемых, но она также может решаться как непродуктивными, так и продуктивными приемами.

Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем.

Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос.

Приемы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем.

Даются только самые общие рекомендации: быть внимательным, стараться перечислять только номера задач и заданий.

Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности или неумелое их использование.

Преобладают фронтальные формы работы.

Частые паузы в ожидании тишины. Деятельность носит репродуктивный характер. Активность преподавателя превышает активность обучаемых/.

Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися.

Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии.

Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации. Используются игровые ситуации, соревнование.

Разнообразие приемов активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух и др.

Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание.

Организуется проблемно-поисковая деятельность.

Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинство.

Контроль является как способом активизации деятельности, так и средством установления коммуникаций. Некоторые рекомендации по его организации.

Непродуктивные приемы

Продуктивные приемы

Конкретная цель контроля отсутствует.

Результаты контроля не обсуж­даются.

Необъективная оценка резуль­татов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым). Критерии оценок за­ранее не сообщаются.

Негативная оценка личности.

Однообразие форм контроля.

Полное отсутствие контроли­рующей деятельности или ги­пертрофия функции контроля (в ущерб обучению).

Самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются.

Преобладание отрицательных оценок

Каждый контрольный акт пресле­дует конкретную цель.

Обсуждение результатов контроля.

Объективность оценочных сужде­ний преподавателя. Требования к выполнению заданий, критерии оценок сообщаются заранее.

Оценка результатов деятельности (а не личности). Преобладание положительных оценок.

Разнообразие форм и приемов кон­троля.

Индивидуализация контроля, орга­низация его с помощью техники.

Преобладание функции обучающей над контролирующей.

Использование и поощрение само­контроля и самооценки

Приемы для создания эмоционального комфорта

Непродуктивные приемы

Продуктивные приемы

Преподаватель проявляет раздражение, неудовольствие, иc­пользует нотации, редко хвалит учеников.

Неэмоциональность преподавателя, пассивность. Подчеркнутая эмоциональная окраска всех высказываний.

Недобрая, снисходительная насмешка.

Частые замечания всей аудитории.

Частые отступления, не связанные с темой занятия.

Ограниченный набор воздействий на поведение, преобладание прямых воздействий.

Организация поведения (дисциплины) в ущерб деятельности.

Преобладание негативных оценок деятельности, поведения личностей.

Перерывы в работе не соблюдаются

Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений.

Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка.

Умеренные жесты, мимика.

Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Замечания отдельным учащимся.

Отступления, органично связанные с темой занятия.

Широкий спектр приемов воздействия на поведение, косвен­ное воздействие на него (изменение ситуации).

Организация деятельности, а не поведения.

Преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов.

Соблюдение перерывов в работе

<iframe frameborder="0" height="22" id="vkwidget1" name="fXDa4c75" scrolling="no" src="https://vk.com/widget_like.php?app=2967519&width=100%25&_ver=1&page=0&url=https%3A%2F%2Flechnica.schools.by%2Fpages%2F802613899699&type=button&verb=0&color=&title=%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%3A%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%3F.%20%D0%9B%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%B4-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0&description=&image=https%3A%2F%2Fs3-minsk.cloud.mts.by/datastorage%2Fcache%2F6b%2F8f%2F6b8fb18c28bd880b23ff63e75698f6fc.jpg&text=&h=22&startWidth=809&referrer=https%3A%2F%2Flechnica.schools.by%2Fpages%2F-20172018&1754a1dc72c" style="width: 180px; height: 22px; overflow: hidden; z-index: 150;" width="100%"></iframe>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.