Характеристика методов обучения
по источникам получения учебной информации
методы обучения по источникам получения учебной информации |
|||||
МЕТОД |
НАЗНАЧЕНИЕ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО |
деятельность обучаемого |
||
СЛОВЕСНЫЕ |
РАССКАЗ БЕСЕДА ДИСКУССИЯ ЛЕКЦИЯ РАБОТА С ПЕЧАТНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ |
Сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявлению признаков; определение исходных позиций в анализе субъектов и процессов; осуществление сравнения, обобщения, получение выводов и т.д. |
Восприятие и осмысление получаемой информации, выполнение различных записей, зарисовок, чертежей, схем, работа с дидактическим материалом, предъявляемым обучаемым и т. д. |
|
НАГЛЯДНЫЕ |
МЕТОД ИЛЛЮСТРАЦИЙ (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт и пр.) МЕТОД ДЕМОНСТРАЦИЙ (приборов, опытов, диафильмов и пр.) |
Сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т. д. |
Наблюдение за демонстрациями, которые проводит учитель или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ |
УПРАЖНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ |
Получение информации на основании практических действий выполненных обучающим или обучаемым в процессе практических работ |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые и т. д. |
Осмысление своих практических действий и действий обучающего, выполнение различных записей, зарисовок, схем и др., принятие основной дидактической цели урока и т. д. |
|
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА (метод) |
Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов |
||||
Характеристика методов обучения
по характеру познавательной деятельности учащихся
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ по характеру познавательной деятельности учащихся |
|||
МЕТОД и его НАЗНАЧЕНИЕ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО |
деятельность обучаемого |
СУЩ-НОСТЬ |
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ Организация усвоения информации обучаемыми и обеспечение ее успешного восприятия |
Сообщение учебной информации различными средствами: использование беседы, различных пособий, кино-диафильмов, опытов и т.д. |
Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации |
Традиционное обучение – процесс передачи известных готовых знаний |
РЕПРОДУКТИВНЫЙ Формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний |
Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций и программированного обучения |
Овладение приёмами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий |
|
ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения |
Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, их постановка в процессе проведения опыта, наблюдений и др. |
Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего |
Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний: |
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем |
Подведение обучаемых к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов из приведенных фактов и т.д. |
Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и на- хождения путей ее решения и т.д. |
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем |
Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и.т. д. |
Освоение обучаемыми приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т. д. |
|
Характеристика методов дана по И.Я. Лернеру, М. Н. Скаткину |