Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

Дата: 8 декабря 2020 в 10:18, Обновлено 8 декабря 2020 в 10:21

Профилактика экстремизма в подростково-моло<wbr style="opacity:1" />дежной среде

Методические рекомендации

<font color="#333333"><font style="opacity: 1; visibility: visible;">    </font></font> Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-моло<wbr style="opacity:1" />дежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психол<wbr style="opacity:1" />огических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;

  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезин<wbr style="opacity:1" />теграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

  • представления, установки подростков;

  • индивидуально-пс<wbr style="opacity:1" />ихологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:

  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

  • Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

  • Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

  • Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористическог<wbr style="opacity:1" />о акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

  1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактиче<wbr style="opacity:1" />ских мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованнос<wbr style="opacity:1" />ти, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельност<wbr style="opacity:1" />и.

  2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезори<wbr style="opacity:1" />ентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);

 — «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности<wbr style="opacity:1" />, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровожде<wbr style="opacity:1" />ния;

 — дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-эконом<wbr style="opacity:1" />ическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

 — создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственност<wbr style="opacity:1" />и и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционн<wbr style="opacity:1" />ой работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

   При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельност<wbr style="opacity:1" />и (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственност<wbr style="opacity:1" />и, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

  • толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

  • способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческо<wbr style="opacity:1" />го, политического, экономического, социального характера;

  • осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

   Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетн<wbr style="opacity:1" />их, инспекцией по делам несовершеннолетн<wbr style="opacity:1" />их, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительн<wbr style="opacity:1" />ых органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

 — проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

 — организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительн<wbr style="opacity:1" />ых органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетн<wbr style="opacity:1" />им и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.     Педагогическ<wbr style="opacity:1" />им коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетн<wbr style="opacity:1" />их по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированн<wbr style="opacity:1" />ого подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-моло<wbr style="opacity:1" />дежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

  1. Повышение психолого-педаго<wbr style="opacity:1" />гической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • системная и дифференцированн<wbr style="opacity:1" />ая работа во всех сферах жизнедеятельност<wbr style="opacity:1" />и учащихся;

  • обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;

  • поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

  • анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.