СОВЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Самое важное в подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и повторения.
Самый распространенный при подготовке среди школьников способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.
Несколько способов организации процесса повторения,
которые дают наибольший эффект
I способ. Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.
II способ. Организация рационального повторения:
1. Прочитать – повторить.
2. Повторить через 10-15 минут.
3. Повторить через 8-9 часов.
4. Повторить через день.
III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч – чтение. Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.
Г – главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.
Число повторений должно быть 2-3.
ВРЕМЯ ДО ЭКЗАМЕНОВ:
- Соберите всю информацию о порядке проведения экзамена, экзаменаторах, процессе экзамена и темах на экзамене.
- Составьте долгосрочный план, а также планы на каждый день. Не забудьте внести в план перерывы и время для приятных занятий.
- Позаботьтесь о рабочих материалах и материалах для экзаменов.
- Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться.
- Начните с упражнений, мотивирующих ваши мысли о том, что прибавится позитивного в вашей жизни после экзамена.
- Хвалите себя за каждый, даже маленький, успех в обучении согласно вашему плану.
- Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей.
- Обязательно предусмотрите во время работы маленькие паузы для расслабления.
- Осваивайте навыки расслабления.
- Делайте перед сном упражнения на расслабление.
ДЕНЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ:
- Проведите этот день не над учебниками, а занимаясь чем-то расслабляющим.
- Подготовьте одежду и все то, что вы должны взять с собой на экзамен.
- Поставьте будильник на такое время, чтобы утром вы могли собраться совершенно спокойно и не спеша.
- Представьте себе еще раз, как вы на следующее утро спокойно идете на экзамен, и если возникает страх, то как вы успешно его преодолеваете.
ДЕНЬ ЭКЗАМЕНА:
- Начните день с расслабляющих упражнений в кровати.
- Очень легко, но питательно позавтракайте.
- Избегайте слишком большого количества кофе, никотина и колы, поскольку они могут привести к перевозбуждению.
- Сделайте упражнение на дыхание перед входом в помещение, где проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо подготовился, я справлюсь».
- Избегайте ваших товарищей по несчастью, которые уже натренированы предсказывать разного рода катастрофы.
Имея в распоряжении всего несколько дней для подготовки к экзамену или контрольной работе, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий — остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как на следующий день 20— 30% прочитанного из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше освежать в памяти пройденное накануне.
Нельзя забывать про коварные психологические «ловушки»:
- Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик чувствует, что когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание поверхностно. Материал, кажущийся знакомым, тоже надо повторить!
- Еще одна ловушка — эффект края. Психологи указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец, поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать.
- Одному полезно читать вслух, поскольку у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное для него — репетиция ответа перед зеркалом.
- А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется лишь до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...
- Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ стоя «у доски», может быть, даже в том же костюме, в котором отправишься в школу. Кто-то мудро заметил: «Если вы хотите добиться успеха — ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...
Идя на контрольную или экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
УСПЕШНОЙ СДАЧИ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ!!!