Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Правила здорового питания обучающихся

Дата: 2 февраля 2016 в 12:15, Обновлено 5 сентября 2019 в 23:49

Здоровое питание для школьника 

Пирамида здорового питания

         К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этогоон должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связанасо значительными затратами энергии. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причемна завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты —источники кальция и белка. Дефицит кальцияи фосфора также помогут восполнить рыбные блюда.В качестве гарнира лучше использовать не картошкуили макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чесноки капусту). За день школьники должны выпиватьне менее одного-полутора литров жидкости, ноне газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Родители возлагают большие надежды на правильныйзавтрак — ведь они лично контролируют этот процесси могут быть абсолютно уверены, что хотя бы разв день ребенок поел как следует. Однако не всезнают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточныеприемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностейшкольников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходимадля нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса,а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса. Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки(в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет. В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащийзамене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозгаи организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущихусловий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреваниеми формирование человека. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятийс дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание). Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии.Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами. Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка. Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белкав зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление,ухудшается успеваемость. В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочныеи кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборепродуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиесяв кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жаркоевремя напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбактериозом. Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый рази обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привестик хроническим заболеваниям органов пищеварения. Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичныхблюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойнои плохо отдыхают за ночь. Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железои магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6. В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.

Принципы сбалансированного питания

 если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;

 в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой,волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;

 совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности;в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры,в морепродуктах и растительных маслах — полезные;

 процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.

     Рыба и морепродукты — это здоровая пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирныхсортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминови микроэлементов.  

    Овощи — это продление жизни. В овощах содержится клетчатка и пектиновыевещества, которые играют важную рольв нормализации процессов пищеварения.А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие.Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку. Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильныхи других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинки др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.

Все знают, что фрукты полезны. В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши,яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральныхвеществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью.В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует:  

Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора.

Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 гв сутки овощей и фруктов.

Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

В каких продуктах "живут" витамины

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины  

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение. Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.

В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа

           Первым принципом правильного режима питания является регулярность питания, т.е. приемы пищи в одно и то же время суток. Каждый прием пищи сопровождается определенной реакцией организма. Выделяются слюна, желудочный сок, желчь, сок поджелудочной железы и т.д., причем все это происходит в нужное время.

         Вторым принципом правильного режима питания является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья.

<article>

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Основным принципом правильного рационального питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов и щадящая тепловая обработка блюд. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, хлеба и крупяных изделий можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных факторов. Поэтому их следует включать в рацион питания детей постоянно.

Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица, иногда можно использовать нежирные сорта свинины. Значительно менее полезны разные виды вареных колбасных изделий. Поэтому колбасные изделия не желательно предлагать детям на основной прием пищи – обед. Субпродукты (печень, сердце, язык) служат источником не только полноценного белка, но и микроэлементов: железа, витаминов В<sup>6</sup>, В¹² и других, и поэтому их присутствие также необходимо в рационе питания детей.

Среди рекомендуемых видов рыб – хек, треска,  навага и др.

Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натурального куска – в зависимости от индивидуального вкуса и возрастной категории. Пищу лучше готовить щадящими методами приготовления, максимально исключая жарение – тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, так как возникающие при обжаривании продукты окисление жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника.

Молоко и молочные продукты – источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани – витамина В<sup>2 </sup>(рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно детям давать кефир, очень полезен такой кисломолочный продукт как «бифидин» или другие кисломолочные напитки, способствующих нормальному пищеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. Детям обязательно требуются  такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана.

В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты, соки. Ребенок в дошкольном учреждении должен получать 100-170 грамм картофеля, 120-210 грамм овощей (капуста, свекла, морковь, огурцы, помидоры, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 100-180 грамм фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, сливы, персики, нектарины, мандарины, апельсины, клубника и др. ягоды), а также  различные соки – предпочтительно с «мякотью».

Плоды и овощи, особенно свежие, - важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.

Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, шиповник.

Витамин Р (биофлавоноиды) усиливают действие витамина С. Удачное сочетание этих витаминов имеется в цитрусовых – апельсинах, мандаринах, персиках. Бета-каротин, которым особенно богата морковь, немало его в томатах, абрикосах, зеленом луке, сладком перце, зелени, в организме превращается в витамин А.

Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит и в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Эти пищевые вещества регулируют работу кишечника, они способны связывать (сорбировать) на своей поверхности различные вредные вещества – как поступающие с пищей, так и возникающие в организме (например, холестерин) и выводить их из кишечника.

В питание детей также необходимо включать хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, пшеничную, овсяную, пшенную), макаронные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В¹, В², РР, магнием и др.

Рацион питания должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и др., а сливочное – для приготовления бутербродов, заправки блюд.

Рациональное и сбалансированное питание дошкольников – главное условие их комфортного пребывания в учреждениях образования. Очень важно правильно подобрать продукты питания, стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов. При необходимости и непереносимости отдельных продуктов питания необходимо организовать диетическое питание.

Необходимо учитывать длительность пребывания в детском коллективе. Очень важен строгий режим приемов пищи: завтрак, обед, полдник (с длительностью пребывания 10,5 часов), завтрак, обед, полдник, ужин (с длительностью пребывания 12 часов).

В летний период оздоровления включается в суточный рацион питания дошкольников еще и второй завтрак. Интервал между приемами пищи должен быть не более 4-х часов. Если интервал слишком велик, у ребенка снижается работоспособность, память. Чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.  Рациональное питание – это питание, удовлетворяющее физиологические потребности человека в энергии и пищевых веществах и обеспечивающее поддержание здоровья, хорошего самочувствия, высокой работоспособности, способности к обучению, устойчивости к действию инфекций, токсинов и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Для обеспечения рационального и сбалансированного питания целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам организма. Пища, которую получают дети, должна возмещать энергетические затраты организма, обладать высокой биологической ценностью для обеспечения роста и развития детского организма.
  • сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам (белки, жиры, углеводы, витамины и  минеральные вещества). Должны соблюдаться достаточно строгие взаимоотношения между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых принадлежит строго определенная специфическая роль в обмене веществ.
  • максимальное разнообразие рациона, за счет включения в рацион широкого ассортимента продуктов и различных приемов их кулинарной обработки.
  • оптимальный режим питания, соответствующий возрасту детей
  • адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  • учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
  • обеспечение безопасности питания, включающее соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых продуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд.
</article>

Здоровому человеку рекомендуется трех или четырехразовое питание, а именно: завтрак, обед, ужин и стакан кефира перед сном.

         Третьем принципом правильного режима питания является максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пище. Это значит, что набор продуктов при каждом приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть продуман с точки зрения поставки организму человека белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ в наиболее рациональном соотношении.

         Четвертым принципом правильного режима питания является наиболее физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.