Проект «Родительский университет»
Актуальной формой организации работы с родителями в 2021/2022 учебном году в учреждениях общего среднего образования становится реализация проекта «Родительский университет».
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей ребенка, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
План мероприятий в рамках проекта «Родительский университет»
в Государственном учреждении образования
«Лешницкий учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа»
в 2021/2022 учебном году
Дата |
Тема занятий |
Ответственные |
04.09 2021 |
Индивидуальные консультации для родителей учащихся 1 класса «Помощь родителя ребенку в адаптации к школе» |
Классный руководитель |
18.09 2021 |
Лекция для родителей учащихся 6 класса «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи» |
Заместитель директора по основной деятельности |
02.10 2021 |
Беседа для родителей учащихся 5 класс на тему: «Особенности адаптации ребёнка к условиям обучения в средней школе» |
Классный руководитель |
16.10 2021 |
Лекция для родителей учащихся 2 класса «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка» |
Классный руководитель |
30.10 2021 |
Беседа с родителями учащихся 10 класса «Роль семьи в выборе ребенком пути дальнейшего образования» |
Классный руководитель |
13.11 2021 |
Конференция для родителей 3 класса «Слагаемые родительского авторитета» |
Классный руководитель |
27.11 2021 |
Семинар для родителей учащихся 4 класса «Ребенок среди сверстников» |
Заместитель директора по основной деятельности |
04.12 2021 |
Конференция для родителей учащихся 11 класса «Причины стресса у современного подростка» |
Классный руководитель |
11.12 2021 |
Лекция для родителей 7 класса «Без паники! Подростковый возраст». |
Классный руководитель |
18.12 2021 |
Лекция для родителей учащихся 8 класса «Как уберечь подростка от насилия?» |
Заместитель директора по основной деятельности |
22.01 2022 |
Семинар-практикум для родителей учащихся 2 класса «Повышение учебной мотивации у детей» |
Классный руководитель |
29.01 2022 |
Беседа с родителями учащихся 3 класса «Здоровая семья – здоровый ребенок» |
Классный руководитель |
12.02 2022 |
Беседа с родителями учащихся 4 класса «Осторожно: компьютерная зависимость» |
Заместитель директора по основной деятельности |
26.02 2022 |
Беседа с родителями 5 класса «Ваш ребенок вырос» |
Классный руководитель |
12.03 2022 |
Дискуссия с родителями учащихся 7 класса «Взаимодействие семьи и школы в воспитании трудного подростка» |
Классный руководитель |
19.03 2022 |
Лекция для родителей учащихся 1 класса «Тревожный ребенок. Как помочь?» |
Классный руководитель |
09.04 2022 |
Семинар-практикум для родителей учащихся 11 класса «Родительское программирование на неудачу» |
Заместитель директора по основной деятельности |
23.04 2022 |
Беседа для родителей 8 класса «Культура поведения в конфликтных ситуациях» |
Классный руководитель |
14.05 2022 |
Дискуссия с родителями учащихся 10 класса «Приоритеты старшеклассников в выборе профессии» |
Классный руководитель |
28.05 2022 |
Семинар-практикум для родителей учащихся 6 класса «Организация летнего отдыха подростков» |
Классный руководитель |
04.09.2021 Помощь родителя ребенку в адаптации к школе (1 класс)
02.10.2021 Особенности адаптации ребёнка к условиям обучения в средней школе (5 класс)
16.10.2021 Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (2 класс)
30.10.2021 Роль семьи в выборе ребенком пути дальнейшего образования (10 класс)
13.11.2021 Слагаемые родительского авторитета (3 класс)
27.11.2021 Ребенок среди сверстников (4 класс)
04.12.2021 Причины стресса у современного подростка (11 класс)
11.12.2021 «Без паники! Подростковый возраст» (7 клас)
18.12.2021 Как уберечь подростка от насилия? (8 класс)
Беседа с родителями учащихся 10 класса "Здоровье - это жизнь"
Положительные эмоции в жизни школьника ( 1 класс)
Жизненные цели подростков (8 класс)
Психологические и физиологические особенности третьеклассников
Как уберечь ребенка от зависимости (11 класс)
Профилактика проблемного поведения (6 класс)
Правила поведения с подростками, особенности переходного возраста (7 класс)
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе (10 класс)
Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка (2 класс)
Адаптация ребенка в новом коллективе (5 класс)
Как научить своего ребенка жить в мире людей (4 класс)