«Урок: каким он должен стать сегодня?»
«Образовательный процесс в школе –
это кровеносная система,
а урок – это биение сердца»
Конаржевский В. С.
I Типичные недостатки современного урока:
- увлечение планированием урока без достаточной связи с другими уроками;
- слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
- слабое знание личности школьника и классных коллективов, уроки-близнецы в разных классах;
- недооценка специального продумывания задач урока;
- шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса;
- перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;
- недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;
- бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;
- слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
- увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;
- слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;
- односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация объема и степени сложности);
- пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.
II «Враги» хорошего урока:
- монотонность речи учителя;
- металлический, резкий, крикливый способ передачи информации;
- однообразие приемов, отсутствие художественных оборотов речи, ораторских приемов;
- окрики и упреки: «Сидеть», «Молчать», «Не вертеться»и т.д.;
- отсутствие средств наглядности или формальное их использование;
- пассивная позиция учащихся, когда по ходу объяснения не используются элементы активного участия в процессе освоения нового материала;
- неиспользование звукового и видеоряда;
- отсутствие связи нового материала с ранее изученным материалом;
- констатирующий характер объяснения без использования проблемного начала;
- безразличие при подаче материала, отсутствие положительной эмоциональной окраски.
III Что более чего мешает учителю:
- неумение удерживать дисциплину на уроке;
- отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могли бы быть весьма значимы для учеников;
- поверхностные педагогические и психологические знания, отсюда ошибки в общении с детьми, которые снижают педагогический авторитет;
- несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма;
- неумение организовать творчество учащихся на уроке, неумение быть увлекательным, убедительным и успешным педагогом;
- неумение создать поле, обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
- слабое владение содержанием науки, лежащей в основе учебного предмета;
- неосведомленность в инновационных технологиях, псевдоинноватика;
- слабое владение научным стилем;
- нарушение правил педагогической этики, культуры общения.
IV Ресурсы развития современного урока:
1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии
2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием техник различных педагогических технологий (проектирование зон активного развития ученика на уроке)
3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)
4 место – материально-технический, финансовый
Главный ресурс урока – сам учитель
V Некоторые пути решения проблем в современной школе
- Повышение методологической культуры педагогических кадров
- Связь с наукой
- Творчество учителя и ученика
- Качество управления определяет качество конечных результатов
VI Модель современного урока
- Четкое дидактическое обоснование
- Ход урока (возможна таблица)
- Приложения к уроку
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УРОКА
Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить «продуктивность» обучения, что достигается созданием ориентировочной основы занятия, соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном.
Рассмотрим продуктивные и непродуктивные приемы, используемые в практике обучения.
Непродуктивные приемы |
Продуктивные приемы |
Сообщается только тема занятия, а цель и задачи не ставятся или ставятся нечетко. Выдача готовой инструкции. План урока (лекции) не сообщается или сообщается, но преподаватель ему не следует. Результаты работы не обсуждаются или обсуждаются наспех, выводы в конце занятия не делаются или делаются после звонка. Частое повторение информации одними и теми же словами, непрерывный монолог преподавателя. Ответы преподавателя на вопросы учащихся нечеткие или они остаются вовсе без ответа. Однообразие способов представления информации, неиспользование или однообразие средств наглядности. Чрезмерная детализация информации |
Четко формулируется тема, и ставятся цель и задачи. Обсуждение плана деятельности. Сообщаются тема и план урока (лекции), количество обсуждаемых вопросов — не более трех. Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного. Материал не повторяет учебник, используется информация из других областей. Наличие четкой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту. Информация предоставляется в том числе на языке формул, таблиц, диаграмм, образов; разнообразие средств наглядности. Свертывание, уплотнение информации |
Главная задача преподавателя на занятиях — организация познавательной деятельности обучаемых, но она также может решаться как непродуктивными, так и продуктивными приемами.
Проблемная ситуация ставится, но решается самим преподавателем. Преподаватель сам отвечает на поставленный им активизирующий вопрос. Приемы познавательной деятельности не выделяются и не осознаются самим преподавателем. Даются только самые общие рекомендации: быть внимательным, стараться перечислять только номера задач и заданий. Отсутствие или однообразие приемов активизации деятельности или неумелое их использование. Преобладают фронтальные формы работы. Частые паузы в ожидании тишины. Деятельность носит репродуктивный характер. Активность преподавателя превышает активность обучаемых/. |
Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися. Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии. Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации. Используются игровые ситуации, соревнование. Разнообразие приемов активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух и др. Организуется групповая и парная работа. Используются паузы, дающие время на обдумывание. Организуется проблемно-поисковая деятельность. Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинство. |
Контроль является как способом активизации деятельности, так и средством установления коммуникаций. Некоторые рекомендации по его организации.
Непродуктивные приемы |
Продуктивные приемы |
Конкретная цель контроля отсутствует. Результаты контроля не обсуждаются. Необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым). Критерии оценок заранее не сообщаются. Негативная оценка личности. Однообразие форм контроля. Полное отсутствие контролирующей деятельности или гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению). Самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются. Преобладание отрицательных оценок |
Каждый контрольный акт преследует конкретную цель. Обсуждение результатов контроля. Объективность оценочных суждений преподавателя. Требования к выполнению заданий, критерии оценок сообщаются заранее. Оценка результатов деятельности (а не личности). Преобладание положительных оценок. Разнообразие форм и приемов контроля. Индивидуализация контроля, организация его с помощью техники. Преобладание функции обучающей над контролирующей. Использование и поощрение самоконтроля и самооценки |
Приемы для создания эмоционального комфорта
Непродуктивные приемы |
Продуктивные приемы |
Преподаватель проявляет раздражение, неудовольствие, иcпользует нотации, редко хвалит учеников. Неэмоциональность преподавателя, пассивность. Подчеркнутая эмоциональная окраска всех высказываний. Недобрая, снисходительная насмешка. Частые замечания всей аудитории. Частые отступления, не связанные с темой занятия. Ограниченный набор воздействий на поведение, преобладание прямых воздействий. Организация поведения (дисциплины) в ущерб деятельности. Преобладание негативных оценок деятельности, поведения личностей. Перерывы в работе не соблюдаются |
Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование положительных оценочных суждений. Доброжелательность, юмор, шутка, улыбка. Умеренные жесты, мимика. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе. Замечания отдельным учащимся. Отступления, органично связанные с темой занятия. Широкий спектр приемов воздействия на поведение, косвенное воздействие на него (изменение ситуации). Организация деятельности, а не поведения. Преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов. Соблюдение перерывов в работе |