Основы безопасности жизнедеятельности
Перспективный план работы с родителями воспитанников
по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности
Задачи:
создать условия для:
- приобщения родителей к здоровому образу жизни;
- формирования чувства ответственности за воспитание своего ребенка;
- донести до родителей понимание того, что каждый взрослый должен стать кузнецом своего собственного здоровья и здоровья своих детей;
- недопустимо оставление детей без присмотра взрослых.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Родительское собрание. Тема: «Пожарная профилактика в жилых домах». |
Сентябрь |
Администрация, воспитатели |
2 |
Выпуск информационного бюллетеня по противопожарной безопасности |
Октябрь |
Заместитель по основной деятельности, воспитатели |
3 |
Организация уголков безопасности совместно с родителями |
Ноябрь |
Воспитатели |
4 |
Консультация «Правила противопожарной безопасности во время новогодних праздников» |
Декабрь |
Воспитатели |
5 |
Родительское собрание. Тема: «Дети – пешеходы» |
Январь |
Администрация, воспитатели |
6 |
Выпуск информационного бюллетеня по предупреждению дорожного–транспортного травматизма |
Февраль |
Заместитель по основной деятельности, воспитатели |
7 |
Разработка памятки «Пожар легче предупредить, чем потушить» |
Март |
Заместитель по основной деятельности воспитатели |
8 |
Обновление стенда «Как уберечься от огня» |
Апрель |
Воспитатели |
9 |
Родительское собрание. Тема: «Как избежать отравлений» |
Май |
Заместитель по воспитательной работе, воспитатели |
10 |
Встреча с работниками МЧС |
Июнь |
Воспитатели |
11 |
Консультация на тему: «Сохранение здоровья – важнейшая составляющая защиты детей» |
Июль |
Воспитатели |
12 |
Анкетирование родителей на тему: «О здоровье всерьёз» |
Август |
Воспитатели |
Перспективный план работы
с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности
Задачи:
5-6 лет. Помочь детям овладеть нормами поведения пешехода на улице, правилами перехода дорог и перекрёстков, познакомиться со светоотражающими элементами. Учить доступным правилам пожарной безопасности. Формировать навыки безопасного поведения при ходьбе в гололедицу, на лыжах, катании на санках. Объяснять детям как надо вести себя с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, с бездомными животными. Научить умению ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, работникам милиции, вызывать скорую помощь.
3-4 года. Учить доступным правилам поведения пешеходов на улице, познакомить с доступными правилами пожарной безопасности: имитирование знаний номеров телефонов: домашнего, милиции, пожарной службы. Создавать условия для сотрудничества персонала детского сада и семьи в обеспечении безопасности детей. Ориентировать родителей на осуществление совместных усилий в формировании основ здорового образа жизни, на сохранение и укрепление психологического здоровья.
№ |
Раздел |
Основные аспекты деятельности |
Основные задачи |
Сроки |
1 |
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма |
Жилая зона «Экскурсия на машинный двор» (5 – 6 лет) Беседа о значении световозвра-щающих элементов (3 - 4 года) |
Задачи: Учить детей внимательно рассматривать на машинном дворе разнообразный транспорт. Развивать связанную речь, логическое мышление и сосредоточенность. |
1-я неделя сентября |
2 |
Перекресток. Сюжетно-ролевая игра «Мы участники дорожного движения» (5 – 6 лет) |
Задачи: Учить детей соблюдать правила поведения на улице (ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, переходить улицу в указанных местах). |
1-я неделя октября |
|
3 |
Занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром «Пешеходный переход». |
Задачи: 5 – 6 лет: Учить детей правильно себя вести на улице. Познакомить детей с улицей, ее особенностями, дорожным знаком «Дорожный пешеходный переход». Закрепить правила поведения на улице: идти только по тротуару, если нет тротуара, идти по левой стороне дороги. Расширить знание детей о том, что на улице играть нельзя, переходить улицу только вместе с взрослыми. |
1-я неделя ноября |
|
4 |
«Пешеходный светофор» |
Задачи: 3-4 года: Закрепить знания детей о том, почему нельзя играть на проезжей части улицы. Познакомить с сигналами светофора. Развивать у детей умение переходить улицу в указанных местах. Воспитывать чувство ответственности за себя и своих товарищей. |
||
5 |
Дорожная разметка для пешеходов (конкурс рисунков) |
Задачи: 5-6 лет: Объяснить предназначение дорожной разметки, рассмотреть дорожную разметку, используемую для обеспечения пешеходных переходов. |
1-я неделя января |
|
6 |
Ситуация - беседа «Транспортные средства» |
Задачи: 5-6 лет: Закрепить знание детей о сельскохозяйственном транспорте, о том, какую роль он играет в жизни села и крестьян. Задачи: 3-4 года: Учить детей называть и различать сельскохозяйственную технику. Развивать связанную речь и сосредоточенность. Воспитывать уважение к труду и труженикам села. Рассказать о работе механизатора. |
1-я неделя февраля |
|
7 |
Беседа «Правила поведения в общественном транспорте» |
Задачи: 5-6 лет: Закрепить с детьми знания правил уличного движения, знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора, о назначении автобуса. Задачи: 3 – 4 года: Расширить знание детей о том, что детям играть у дорог нельзя. |
1-я неделя марта |
|
8 |
Игра-занятие на тему: «Правила поведения при движении в легковом автомобиле» |
Задачи: 3 – 4 года: Учить малышей называть и различать виды наземного транспорта. Формировать представления об улице ее основных частях. Задачи: 5 – 6 лет: Учить детей правильно называть и различать виды наземного транспорта. Познакомить детей с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный. Развивать у детей навыки культурного поведения в легковом автомобиле. Расширить знания детей об одностороннем движении на улицах. Воспитывать ответственность и внимание. |
1-я неделя апреля |
|
9 |
Самостоятельные игры во дворе. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем» |
Задачи: 5- 6 лет: Продолжать формировать у детей понятие «улица», закрепить знания правил уличного движения. Развивать у детей умение в игре выполнять все правила, закреплять умение правильно переходить улицу. Воспитывать самостоятельность. |
1-я неделя мая |
|
10 |
Игры в парке, во дворе. Ситуация-беседа на тему: «Путешествие в страну дорожных знаков» |
Задачи: 5-6 лет: Учить детей различать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, предназначенные для водителей и пешеходов. Развивать внимание. Воспитывать ответственность. |
Изучение правил дорожного движения в дошкольных группах
3-4 года.
Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения:
- Поведение на улице
- Поведение в общественном транспорте
- Сигналы светофора
Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет. Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет. Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»Художественная литература:
Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения.
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И, наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения.
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И, наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.